Get Adobe Flash player
Search - RokDownloads
Search - K2
Поиск - Содержимое
Поиск - Веб-ссылки
Поиск - Контакты
Поиск - Категории
Поиск - Разделы
Поиск - Ленты новостей

Выбрать язык


Notice: Undefined variable: cssmt2 in /home/u392743180/public_html/modules/mod_multitrans15v72/tmpl/default.php on line 93

Вы можете скачать

Что такое преподавательское консультирование?

Наставничество - это есть высшая форма преподавательского консультирования. Если оставить в стороне второстепенные стилистические и семантические различия, можно выделить два основных подхода к определению понятия "преподавательское консультирование".

Один из терминологических подходов к определению понятия "преподавательское консультирование" - функциональный, а второй подход может быть осуществлен с коммерческой точки зрения.

В первом подходе используется широкий функциональный взгляд на консультирование в широком смысле, и в частности на преподавательское консультирование. Фриц Стееле определяет его так: “Под процессом консультирования я понимаю любую форму оказания помощи в отношении содержания, процесса или струк­туры задачи или серии задач, при которой консультант сам не отвечает за выполнение задачи, но помогает тем, кто ответствен за это” (F. Steele. Consulting for organisational change/Amherst,  MA, University of Massachusetts Press, 1975/

Перефразируя Фрица Стееле можно определить преподавательское консультирование и наставничество, как любую форму оказания помощи ученику в отношении содержания карьеры обучающегося ученика, процесса личностного роста или структуры задачи или серии задач построения его карьеры, при которой преподаватель-консультант сам не отвечает за выполнение карьерной задачи ученика, но помогает тем студентам, аспирантам, докторантам и коллегам, которые ответственны перед собой за свою жизнь и карьеру

Второй подход рассматривает консультирование как особую профессиональную службу и выделяет ряд характеристик, кото­рыми она должна обладать. Согласно Лэрри Грейнеру и Роберту Метцгеру “управленческое консультирование — это консульта­тивная служба, работающая по контракту и оказывающая услуги организациям с помощью специально обученных и квалифицированных лиц, которые помогают организации-заказчику выявить управленческие проблемы, проанализировать их, дают рекомен­дации по решению этих проблем и содействуют, при необходи­мости, выполнению решений” (L.E. Greiner and R.O. Metzger. Consulting to management /Englewood Cliffs, NJ,Prentice Hall, 1983/; p.7.)

Определение термина "преподавательское консультирование" и "наставничество", следуя определению Лэрри Грейнера и Роберта Метцгера, можно сформулировать, так: "преподавательское консультирование" и "наставничество" — это консульта­тивная служба, работающая по контракту и оказывающая услуги клиенту с помощью специально обученных и квалифицированных преподавателей-консультантов и наставников, которые помогают клиенту выявить управленческие проблемы его карьеры, проанализировать их, дают рекомен­дации по решению этих проблем и содействуют личностному росту клиента, при необходи­мости содействуют выполнению карьерных решений студентам , аспирантам, докторантам и коллегам

Аналогичные определения ис­пользуются профессиональными ассоциациями консультантов по вопросам управления в Великобритании, США и других странах, а также отдельными консультантскими фирмами.

Я считаю эти два подхода дополняющими друг друга. Преподавательское консультирование можно рассматривать либо как профессиональную службу, либо как метод, обеспечивающий практические советы и помощь. Нет сомнения в том, что преподавательское консультирование  раз­вилось в особую сферу профессиональной деятельности, и заслу­живает соответствующего отношения к себе. В то же время преподавательское консультирование также метод, помогающий студентам, аспирантам, докторантам и другим заинтересованным людям совершенствовать практику управления карьерой и повышать ин­дивидуальное личностное совершенство,  производительность и эффективность работы человека в целом. Метод может использоваться и используется многими преподавателями и научными руководителями, основное занятие которых не консультирование, а обучение, инструктирование, на­учные исследования, разработка систем, и т.д. Для того чтобы работать эффективно, преподаватели должны со­вершенствовать методы и навыки преподавательского консультирования, а также соблюдать основные правила поведения профессионального преподавателя-кон­сультанта.

Преподавательское консультирование — это профессиональная помощь людям, озабоченным своим личностным развитием и карьерой. Как основное занятие, и как временная техническая услуга преподавательское консультирование обеспечивает профессио­нальные знания и навыки, касающиеся практических проблем управления карьерой клиента. Человек становится консультантом по вопросам уп­равления карьерой и личностным развитием, когда накапливает путем учения и практического опыта значительные знания различных жизненных ситуаций и приобретает навыки, необходимые для: решения проблем личностного роста и обмена опытом; выявления проблем продвижения по службе; нахождения нужной информации; анализа и синтеза; разработки предложений для совершенство­вания деятельности клиента; общения с людьми; планирования изменений социально-экономического статуса клиента; преодоления сопротивления изменениям; помощи клиентам в на­коплении опыта; передачи методов управления карьерой при перемещении клиента из одной страны в другую и т.д.

Можно было бы возразить, что активные и талантливые люди сами должны об­ладать этими знаниями и накапливать свой опыт, и что каждая ситуация в управлении карьерой уникальна. Что за толк тогда привлекать посторон­него консультанта, который не знаком с данной ситуацией?

За годы наставничества преподаватели-консультанты по вопросам управления карьерой общаются со многими студентами, аспирантами, докторантами и учатся использовать приобретен­ный опыт, оказывая помощь новым или старым клиентам перед лицом новых ситуаций. Поскольку преподаватели-консультанты сталкиваются со множеством меняющихся обстоятельств, они умеют распознавать общие тенденции и обычные причины проблем карьерного роста своих клиентов, имеют хороший шанс найти правильное решение; они умеют также подходить к новым проблемам и возможностям. Кроме того, профессиональные консультанты постоянно следят за литературой по проблемам управления карьерой и за развитием теорий методов и систем личностного развития, включая разработки, осуществляемые в университетах и научных институтах. Таким образом, они действуют как связующее звено между теорией и практикой управления карьерой. Даже преуспевающий отличный менед­жер может убедиться, что его консультант по проблемам управления карьерой может внести нечто новое в деятельность своего клиента.

Консультанты-преподаватели по карьере (наставники) в основном дают клиентам советы. Это означает, что они используются не для того, чтобы руководить клиентом-студентом или аспирантом, или докторантом.  Консультанты-преподаватели (наставники) не должны принимать деликатные решения от имени своих клиентов – студентов, или аспирантов, или докторантов. Они — советники и не обладают непосред­ственной властью принимать решения об изменениях в карьере клиента, и претво­рять их в жизнь. Они отвечают лишь за качество и законченность совета; клиенты (студенты, или аспиранты, или докторанты) несут всю ответственность, которая проистекает из его принятия.

Конечно, в практике консультирования имеется множество ва­риантов и уровней советов. Дать не только правильный совет, но и правильным образом, нужному лицу и в нужное время — в этом заключается мастерство и искусство консультанта. Клиенту в свою очередь следует научиться принимать и использовать совет кон­сультанта. Эти моменты настолько важны, что они будут неод­нократно повторяться далее.

Преподавательское консультирование — независимая служба. Преподаватель-консультант по карьере клиента должен иметь возможность оценивать любую ситуацию, говорить правду и предлагать честные и объективные рекомендации относительно того, что следует делать клиенту, не задумываясь о том, как это могло бы повлиять на его собственные интересы. Это отчуждение имеет много аспектов и может быть в ряде случаев весьма деликатным делом.

Финансовая независимость означает, что преподаватель-консультант не за­интересован в том, как будет действовать клиент, например оплатит ли он определенные средства обеспечения роста своей карьеры. Желание вести в дальнейшем дела с тем же клиентом не должно влиять на объек­тивность совета, дающегося применительно к текущему заданию.

Административная независимость подразумевает, что преподаватель-кон­сультант не подчинен клиенту и на него не распространяются административные решения последнего.

Политическая независимость означает, что ни родители и близкие родственники клиента, ни его друзья и коллеги не могут неофициально влиять на преподавателя-консультанта, используя политическую власть и связи, членство в политической партии и аналогичные способы воздей­ствия.

Эмоциональная независимость означает, что преподаватель-консультант сохраняет свою отчужденность независимо от дружеских или иных чувств, которые могут существовать с самого начала или развиться в ходе выполнения задания по карьерному росту клиента.

Чем наставничество и преподавательское консультирование не являются? Имеется множество примеров успеха, когда лучшие преподаватели-консультанты по вопросам управления карьерой спасали своих клиентов, стоящих перед лицом отчисления из учебного заведения, или возвращали к продвижению по социальной лестнице успеха дряхлеющих духом клиентов. Они создали опре­деленную репутацию и впечатление, что преподавательское консультирование может разрешить практически любую сложную проблему, стоящую перед клиентом. Однако не бывает чудодейственных рецептов. Было бы ошибкой считать, что раз появился преподаватель-консультант, клиент (студент, аспирант, докторант) может расслабиться, так как кто-то другой взял на себя решение его проблемы. Существуют ситуации, когда помочь не может никто. А если помощь еще и возможна, для эффективного преподавательского консультиро­вания потребуется сложная, систематическая и добросовестная работа, основанная на анализе суровых фактов и поиске творче­ских, но выполнимых решений. Сильное желание клиента улучшить эффективность своей деятельности и способствовать сотрудничеству с преподавателем-консультантом так же важны для конечного результата, как и качество технического совета консультанта-наставника.

Ваш логин

Сейчас на сайте

Никого

Вы не авторизованы.

Почтовый ящик

Вы не авторизованы.